Святой, да будет Он благословен, сказал Илие: «Есть четыре мира, через которые должен пройти человек. „Могучий и крушащий ветер“ представляет этот мир, похожий на порыв ветра. „Землетрясение“ — день смерти, который сотрясает и заставляет дрожать человеческое тело. „Огонь“ — Геенна огненная. „Тихий глас безмолвия“ — Великий день Страшного суда. […] В этот день никого другого не будет, только один Бог, как написано: „Потупятся надменные взоры, склонится гордость людская, лишь Господь будет высок в тот день“ (Ис.2.11)».
Siediti al bordo del silenzio e Dio ti risponderà
I
После победы над жрецами Ваала, кажется, что пророк достиг вершины успеха. Однако на горизонте уже виднеется иная ситуация, которая принесет Илие неожиданный опыт. Илия испытывает страх, впадает в отчаяние, в бегство. Его жизненные силы на самом дне, он находится в ситуации, которой не может избежать и даже человек Божий. Кто познал Бога, кто смог соприкоснуться с Его величием, тот может познать так же и Шеол, место, где Бога нет. Кто познал обширное поле деятельности Божьего милосердия, тот может прочувствовать и тюрьму, в которую Бог не может войти. Все это мы читаем в стихе: «Илия испугался за свою жизнь и ушел» (3 Царст. 19.3). Некоторые экзегеты очень хорошо поясняют эту фразу. Пророк совершает не только внешнее бегство, но и внутренне — «к самому себе, к своей экзистенции. Бегство, которое становится познанием самого себя, темных глубин своей души. Внешне это принимает форму бегства на юг, по направлению к Беэр-Шеве, воротам Синайской пустыни.II
Илия достигает горы Хорив-Синай, возвращается туда, где Бог открылся Моисею, называя, или точнее не называя Своего Святого Имени, возвращается к истокам Завета. «Там Илия заночевал в пещере» (3 Царст.19.9), согласно толкованию раввинов, это была та самая пещера, в которой стоял Моисея, когда Бог прошел мимо него, закрыв ему глаза Своей рукой (Исх.33.21−23). Следовательно, все снова приготовлено, дабы возобновить встречу между Богом и пророком… И вот слово Господне приходит к Илие: «Зачем ты здесь, Илия?» (3 Царст.19.9). И этот вопрос который в глубине Бог обращает к каждому человеческому существу, призывая его сознательно дать ответ, обрисовать свою ситуацию перед Ним. Призывает с самого Райского сада, Эдема, вопрошая: «Где ты, Адам?» (Быт.3.9). И только жестокосердие человека заставляет его переворачивать вопрос в обратный: «Где ты, Боже?»… Илия без колебаний исповедует Богу состояние своей души: «Я в ярости от оскорблений, нанесенных Господу, Богу Воинств! Забыли израильтяне про договор с Тобой… Один я остался, но и меня они хотят убить» (3 Царст.19.10). Таким образом, он проявляет свое смятение, допуская, что его жгучая страсть о Господе, была, так сказать, не туда направлена. Его служение, включая убийство жрецов Ваала, кажется ему уже полным провалом, исходя из того, что идолопоклонство так и продолжается, а его собственная жизнь оказалась в опасности.