Страничка настоятеля

СИНАЙ И ФАВОР. ЯВЛЕНИЕ СЛАВЫ


На Всенощном Бдении праздника Преображения Господня читаются паремии — отрывки из книг Ветхого Завета: две из книги Исход и одна из Третьей книги Царств. Все три отрывка повествуют о явлении славы Божьей двум пророкам — Моисею и Илье. Именно эти два пророка появляются и в сцене Преображения, когда говорят с Иисусом об Его исходе, согласно Евангелию от Луки. Ученики созерцают славу и величие, пророки же говорят о том, что случится в Иерусалиме. Н. Т. Райт в своей книге «Лука. Евангелия» пишет:
"…Ученики настолько ошеломлены сценой преображения, что не отдают отчета своим словам. (Петру кажется, что было бы хорошо если б Моисей, Илия и Иисус остались тут навсегда, что конечно же невозможно.) Они неспособны уразуметь, как эта слава, которую они только что созерцали на горе, слава возлюбленного Сына Божьего, Слуги, принесшего с собой обетование Искупления, в итоге предстанет в своем истинном свете на совсем другом холме, небольшом безобразном холме за стенами Иерусалима." Узреть славу Преображения невозможно без созерцания Креста на Голгофе. Моисей и Илия прежде чем увидеть славу Божью тоже проходят опыт «темных дней», когда, кажется, что Бог оставил человека, когда человек находится наедине с самим собой, когда человек переосмысливает свое призвание, свой ответ перед Богом…

Второе чтение из книги Исход гл.33−34 повествует как Бог показывает Свою славу Моисею, и открывается в Своем Имени, как Бог — долготерпеливый и многомилостивый. Новый этап Богооткровения, который полностью завершается в Иисусе из Назарета. На горе Преображения два ветхозаветных пророка свидетельствуют об этой славе, которая им была открыта еще в древние дни. Моисей на горе Синай после долгих испытаний приближается к этой славе, однако он не может созерцать ее во всей полноте. Господь Бог проходя мимо Моисея, стоящего в расселине скалы, прикрывает ему лицо рукой. Моисей видит Его «сзади», видит Его следы славы. На горе Фовор он беседует с Тем, Кто явил славу Отца. И уже беседует лицом к лицу, созерцая славу во всей полноте. Тем самым завершая свой опыт Богопознания, который он начал у подножия Синая в видении горящего тернового куста, а позже стоя в расселине скалы. Вот об этом этапе Богопознания и хотелось бы поговорить…



ПРОВЕДУ ПРЕД ТОБОЮ ВСЮ СЛАВУ МОЮ


После того как Моисей, выполняя свою миссию, вывел Израиль из Египта, и после того, как у подножия Синая было отпраздновано посредством «Десяти Заповедей» заключение Завета, скрепленного обещанием: «все, что сказал Господь, исполним», народ, поддерживаемый Аароном, совершает большой грех — изготавливает золотого тельца. Так как Моисей не спешит возвращаться с горы, сыны Израилевы выплавляют из золота идола и поклоняются ему. После чего следует разрыв Завета. Моисей, сойдя с Синая, разбивает две каменные скрижали Договора, бросая их на землю.

Далее следует еще более жестокий акт. Моисей приходит в ярость и без получения приказа от Бога, убивает руками левитов три тысячи человек. Благодаря заступничеству Моисея, гнев Бога был утихомирен. Моисей спорил, дискутировал с Богом, прося помиловать жестоковыйный народ, при этом не отделяя себя от этого народа, согрешившего против Бога (Исх.32:11−14). Однако, сразу же после такого усердного заступничества, тот же самый Моисей принимает решение о наказании народа. Невероятно, но факт: Бог прощает, Моисей нет! Более того, после уничтожения идолопоклонников, Моисей снова начинает умолять Бога за свой народ словами: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх.32:32). Здесь пророк видится как жертва паршивой ревности, которая его заставила выполнить это ужасное убийство. Он, будучи в ярости, говорил не думая, что «погрешил устами своими» (Пс.106:33), и здесь бездумно позволил гневу завладеть им, в результате чего и свершилось страшное убийство. Возможно, это и есть тот страшный грех, из-за которого Господь и воспретит Моисею войти в Землю Обетованную…

После этого печального периода, Моисей продолжает вести с Богом диалог в «скинии собрания» о каждом этапе маршрута в пустыне. Господь говорит с ним «устами к устам, и явно, а не в гаданиях». И таким образом растет в Моисее желание лучше узнать Господа, растет жажда взаимоотношений с Ним: «если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих» (Исх.33:13). И немного спустя обращается к Богу с «дерзкой просьбой, которая переходит границы любого желания»: «покажи мне славу Твою» (Исх.33:18).

Видеть лик Бога, Его славу — это глубокое желание, глубокая мечта каждого человека. И в этом страстном стремлении Моисей «повышает голос», прося возможность увидеть это сияние славы Божьей, которое человеку возможно ощутить, и увидеть, или скорее всего здесь был бы уместен термин познать, Бога так, как Он знает Сам Себя. Желание весьма дерзкое. Однако как в случае с горящим терновым кустом, когда Моисей просит Бога открыть ему Имя, и Бог дает весьма уклончивый ответ, так и здесь кажется, что Бог не спешит удовлетворить эту просьбу. Он говорит пророку: «Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя IHWH пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остатья в живых. И сказал Господь: вот, место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселину скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо тебе» (Исх.33:19−23).

Моисей просил увидеть славу Бога, но Бог показал ему Свое милосердие и Свою любовь: слава Бога и его милосердие идентичны! Здесь, говорится о том, что трансцендентность и святость Бога заключаются в Его милосердии. Милосердие, которое препятствует Богу отвергнуть, уничтожить Израиль, не смотря не его греховность. Милосердие, которое возлагает прощение и подтверждает победу любви над справедливостью. Позже Бог устами иного пророка Осии: «Как поступлю с тобой, Ефрем? Как предам тебя, Израиль?.. Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, ибо Я — Бог, а не человек; среди тебя — Святой». Да, трансцендентность Бога — это Его способность, такая сложная для человеческого понимания, прощать: Его всесильность в любви. Мы находимся перед откровением, которое будет полным в Новом Завете, главным образом через воплощение Иисуса Христа, который Бога раскрыл в Своей человеческой жизни, демонстрируя славу Того, Кто любит своих братьев, и отдает жизнь Свою за них. Тот, Который прощает грешного, врага и убийц. Апостол Иоанн в своих размышлениях напишет: «Бог есть любовь«!

Ответ Бога демонстрирует то, что Он смог увидеть желание Моисея, которое и вдохновило последнего на просьбу узнать: на самом ли деле Бог способен прощать, согласится ли Он пребывать в Завете с народом «жестоковыйным», сможет ли Он возобновить Завет, который разрушил народ, но не наказывая его так, как это сделал сам Моисей.
Проводя «Славу Свою» перед Моисеем, Бог являет Себя как «уклончивое Присутствие, которое показывается «проходя». Бог посещает мимолетно, в мгновении благодати, в καιρος так, чтобы это не прошло безполезно. Но совершая это, Он никогда полностью не раскрывает Своего лика, образа… В этом прохождении об Имени Господнем, которое Моисей выпытывал во время встречи у горящего тернового куста, говорится в иной интерпретации. «Я есмь Сущий» тернового куста становится «кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею» у горы Синай. Параллелизм весьма явен, но здесь от Божественного бытия есть переход к акту Божественной любви. Бог «Тот, Которой есть» перед фараоном и Египтом, в акте освобождения Своего народа, и «Который милосердствует и дарует благодать» перед грешником, предлагая каждому человеческому существу спасение! Бог любит человека бесплатной и милосердной любовью, Он — Отец, Который любит Своей внутренней любовью…

Другими словами, то что возможно видеть от Бога здесь, на земле, это только Его любовь. Все остальное будет полностью явлено там, по ту сторону смерти, когда Его узрим «лицом к лицу» (1 Кор.13:12).

В остальном же Бог не говорит Моисею, что скроет Свой лик, но с большой деликатностью обещает ему, что покроет его Своей рукой до тех пор пока не пройдет мимо. И таким образом Моисей увидит Его сзади, (posteriora mea, согласно переводу Иеронима Стридонского), Его следы, Моисей говорил с Богом «уста в уста», но не видя Его лика, так как опыт Богопознания, котрый может иметь человек, всегда частичный, и, с другой стороны, Бог не позволит никогда уменшить себя до видимого образа!

БОГ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ И МИЛОСЕРДЫЙ, ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ И МНОГОМИЛОСТИВЫЙ


В главе 34 книги Исход совершается обещанная Богом встреча, Богоявление, которая есть восстановление Завета. По распоряжению Бога Моисей в одиночестве восходит на гору Синай, неся с собой две каменные скрижали: «И сошел Господь в облаке, и остановился там близь него, и провозгласил имя IHWH. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тот час пал на землю и поклонился Богу и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим» (Исх.34:5−9).

Это возвещение Имени Божьего заново подтверждает предыдущие встречи-откровения Бога с Моисеем, и одновременно означает последующее развитие этих откровений, составляя в Ветхом Завете завершенную интерпретацию образа Бога как образа любви. Отковение Имени, содержащаяся в книге Исход гл.34:6−7, известна в еврейской традиции как «Завет тринадцати атрибутов», и было объектом бесчисленных комментариев уже в самой Библии (наприм. Числ.14:18; Втор.7:9−10), а за тем раввинов и Отцов Церкви. Становясь в эту длинную колею, хотел бы только отметить некоторые основные элементы.

Прежде всего необходимо отметить: не написано что Моисей сначала призвал Имя Божье и за тем Господь ответил на этот призыв и сошел. Эти два события расположены как раз в противоположном порядке: Моисей отвечает Богу, Который всегда его призывает первым. Отрывок открывается двойным повоторением тетраграммы, соединяясь таким образом с текстом Исх.3:15. И перевод звучал бы скорее всего так: «IHWH есть IHWH, то есть Бог милосердный…» Очень важно, что в откровении Имени Бога содержится диспропорция между одиннадцатью атрибутами милосердия и двумя, последними, справедливости. Какое несоответствие! Однако, милосердие занимает большую часть пространства, и оно не было бы таким в своей полноте, если оставляло бы в стороне справедливость. «Господь Бог сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей до третьего и четвертого рода«…Бог не спешит наказывать, напротив, в своей makrothymia, в Своем образе мыслить и ощущать великое, Он — терпелив, и даже долготерпелив. Иеремия (Иер.15:15), Иона (Ион.4:2−3) и многие другие пророки будут жалобно стенать об этой медлительности Бога, будут ощущать ее невыносимой, не понимая, что именно в этой терпеливости и проявляется Его сила, а не слабость! Господь действует таким образом, потому что Он «велик в любви и верности» (Исх.34:6 rav chesed we-emet), потому что «во век милость Его» как поется в псалме 135…

Услышав Имя «Моисей тот час пал на землю и поклонился Богу», показывая, что понял глубину только что полученного откровения! Он просит Господа простить грех народа, к которому еще раз, снова присоединяет и себя, повторяя просьбу уже сделанную прежде. Господь дает согласие, и его прощение имеет продолжение в востановлении Завета (Исх.34:10−28). После Моисей сходит с горы с сияющим и проеображенным лицом, но должен покрывать его платом когда разговаривает с сынами Израилевыми, так как они боятся его (Исх.34:29−35). Эта особенность выражает конечно действие благодати, которую воспринял Моисей при встрече с Богом. Но возможна и иная интерпретация: после того как Моисей познал и передал народу Божью любовь, народ не должен уже больше смотреть на того, кто их наказал, но может обращаться напрямую к Богу, Который всегда прощает и будет способен на односторонний Завет через Сына Своего Иисуса Христа (Рим.5:6−11)…

Пролог Евангелия от Иоанна, который завершается утверждением: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он открыл» (Иоан.1:18), дает заключение о Христе как «полное благодати и истины» (Иоан.1:14), что является греческим переводом еврейского выражения «rav chesed we-emet» (Исх.34:6). Это ясно выражает, что Христос полностью реализовал Имя, которое Бог открыл Моисею, и исполнил его в Своей земной жизни. В Его жизни Он оставался верен любви до самого финала, Он всегда был человеколюбивый и милосердый, и был «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29).
И во Христе, Который умирает на кресте открывается всесильность в сострадании и милосердии, согласно смелой интерпритации Оригена: «Если Спаситель сошел на землю, это из-за сострадания к человечеству. Да, Он терпеливо страдал из-за наших страданий предже чем страдал на кресте, прежде чем чем принять нашу человеческую плоть. Если бы Он прежде не страдал, то не пришел бы чтобы разделить с нами человеческую жизнь. Прежде Он страдал, потом сошел и явился. Какое это страдание что Он претерпел за нас? Страдание любви. И сам Отец, Бог вселенной, „человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый“, разве не правда что и Он страдает некоторым образом? Бог принимает на Себя наш образ существования, как Сын Божий принимает наши страдания. Так как сам Отец не бесстрастный.»